В Республике Беларусь в самом центре столицы города Минска в 50-метрах от реки Свислочь сохранилось древнейшее языческое святилище наших предков славян «Малельня у камня», которому уже более тысячи лет.
Это древнее славянское белорусское святилище называется капищем и находится недалеко от Минского стадиона Динамо на бывшей улице Лодочной (район Ляховка) около ресторана «Старое русло» по адресу улица Ульяновская, 7 в живописном уголке белорусской столицы. Капище находилось сразу за забором дома жреца номер 2 по улице Лодочной. Святилище предположительно появилось ранее 10 века. Оно было посвящено богу плодородию и животноводства Велесу.
Сегодня Минское капище является историко-культурной ценностью и внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Минское капище – это уникальное явление не только для Беларуси, но и для всей Европы. Минск – это возможно единственная европейская столица, которая может гордиться наличием в 20-21 веках сакрального языческого места.
Ранее капище представляло собой квадратную площадку, огороженную с трех сторон частоколом, с четвёртой стороны она примыкала к берегу реки Свислочь. На капище также был помост. Часть этого помоста размером два метра на метр нависала на сваях над водой реки Свислочь, а часть подходила к камню и лежала на земле. Помост использовался знахарем-священником для проведения службы.
Раньше русло реки Свислочь проходило на 50 метров ближе к Минскому капищу и древнее святилище примыкало к берегу реки Свислочь. Однако в 1990-ых годах русло реки Свислочь немного изменили и теперь оно находится в 50-ти метрах от Минского капища, которое сегодня находится в самом центре большого города, а раньше это место было окраиной Минска, а ещё чуть раньше – тут и вовсе был непроходимый лес, дремучее болото.
До 1888 года в этом месте находились священные артефакты капища:
— громадный камень-валун, который в народе называют «Дед» (Старец);
— громадный дуб-великан толщиной в 4-5 обхвата взрослых людей с большим дуплом, возрастом более тысячи лет. Этот дуб в народе называли «Волат» (Великан), жёлуди с него считались священными и целебными;
— обложенное камнями огневище-алтарь «Жижа» (или просто Огонь) высотой 30-40 сантиметров и диаметром около метра, где горел вечный неугасаемый огонь, на котором сжигали пищу;
— источник с чистой водой.
Дуб был в центре композиции. С одной стороны от дуба стоял валун «Дед», а со второй стороны жертвенник (алтарь) с огнём. Огонь горел на камнях огневища и был обложен камнями. Вся площадка капища была огорожена забором-плетнем из еловых веток. При самом камне было что-то вроде колодца — в настиле было отверстие-углубление крыницы, в котором была святая вода, она лечила от разных болезней: болезни сердца и живота, головы и рук, глаз
По древнему обычаяю на этом святилище проходили славянские обряды и праздники. Основных праздников четыре, приуроченные к циклам солнца на небосводе: зимнее и летнее солнцестояние и весеннее и осеннее равноденствие. Кроме этого на этом капище проводились другие обряды, такие как свадьбы, имянаречения, родины и многие другие. Люди из далёких земель приходили на это капище испить чистой водицы из родника, набрать воды своим родным; брали также жёлуди со священного дуба «Волата», которые считались целебными; в огонь сыпали дары своим предкам-Богам: потроха, зерно, хлеб, квас и славили имена своих богов — своих предков и благодарили за помощь в трудные времена; у камня-валуна-твердыди «Деда» люди думали о своих серьёзных жизненных задачах, проблемах, бедах, думали о своей жизни и ставили себе цели на ближайшее будущее
Так выглядел Валун в 1990-ых годах до того, как его перевезли в музей валунов в Уручье. На заднем плане видны осветительные вышки стадиона «Динамо».
Рядом с капищем жил хранитель огня жрец-знахарь, он же проводил обряды у наших предков. Эта должность передавалась по наследству и все жрецы именовались именем «Севастей». Жрецы у славян считались чародеями, которые умели лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть. Люди прислушивались к их мудрости и почитали их. К ним люди шли за помощью при пожаре, краже, болезнях, даже море на скотину с другими мелкими и большими проблемами. Жрец объяснял прихожанам от чего случилось несчастье или как от него следует избавиться. В благодарность жрецу несли кто что мог
После смерти жрецов с почестями хоронили на древнем языческом кладбище, находившемся неподалёку – сейчас это сквер в конце улицы Красноармейской (ранее улица Кошарская).
Последнего жреца репрессировали в 1927 году. Прилюдные службы на капище прекратились в 1920-ых годах. Однако, не смотря на это, люди продолжали приходить к камню, носить дары и справлять народные обряды.
В конце 1880-х годов местные власти в канун 900-летия крещения Руси, подстрекаемые церковниками, предприняли попытку разрушить белорусское святилище как последний оплот древней веры наших предков. Тысячелетний дуб «Волат» был спилен, священный огонь потушен. В 1905 году Минское капище было разрушено, стоял один камень, однако службы и моления возле него проводить не перестали, а местное население не смотря на репрессии оставалось верным языческой традиции. Днём для вида ходили в христианскую церковь, а вечером ходили к камню-валуну и проводили славянские обряды, украшали его полотнами, лентами, приносили дары, выливали на него подношения-требы: солнечную сурицу, мёд, вино, квас, зерно, молоко и просили прощения. Вплоть до 1990-ых годов у камня появлялись подношения и дары от людей с разных городов
В конце 19 века предположительно один из местных жителей решил спасти тысячелетнего Волата, подобрал магический жёлудь от дуба и посадил его на расстоянии около 500 метров от Минского капища, где ему ничего не мешало вырасти.
Сегодня на этом месте возвышается более чем 120-летний дуб – сын того легендарного дуба-Волата с минского капища. Считается, что когда жёлудь пророс – магическая сила «Волата» перешла к молодому дереву. Скорее всего поэтому некоторые минчане на Великдень приносят к новому дубу подаяния: камни, конфеты, яйца, как когда-то его отцу «Волату», которого почитали, как священное дерево
Ещё в 1990-х годах энтузиасты предлагали восстановить капище, однако местные власти камень-валун сберегли и перевезли в минский музей валунов под открытым небом, что в районе «Уручье» города Минска, около восьми километров от минского капища. Камень стоит обособленно, в отличие от большинства экспонатов музея. Но не смотря на это, народ и по сей день приходит к камню-валуну Деду в музее валунов в Уручье, приносят сладости, денежные купюры и монеты, а также по обычаю проводят тут славянские обряды, тем самым чтя своей памятью древние обычаи своих предков. Теперь это один из ценнейших экспонатов Музея валунов в Уручье.
«Дед-валун», он же «Старец» – это священный гранитный камень белорусов с Минского капища. Высота его 1,2 метра, длина -1,2 метра, ширина 0.6 метров
На старом месте, где ранее находился камень у подножья одного из холмов лежал этот камень. Предки белорусов на этом месте и сделали святилище, посадили священный дуб, сделали источник с целебной водой и сделали вечный огонь. Вода из этого источника помогала бездетным женщинам/
Камень «Дед» был одним из образов Бога-творца на этом свете, имел форму похожую на форму яйца, ему поклонялись, просили совета, приносили обещания, и конечно же славили своих предков и древних богов. На капище любой человек мог прикоснуться к вечным стихиям Природы: воде (роднику), огню (Жыжа), земле-твердыне (камню Деду), вечному дубу Волату и услышать шум ветра в эго ветвях. Капище было источником жизни, питая живительной влагой из своей крыницы. Многовековой дуб Волата показывал, что вечность – это бесконечная череда жизней поколений людей в этом мире. Святилище забирало всё плохое и очищала неугасаемым огнём своего пламени.
Больные в надежде исцелиться от хвори на тридцать три дня надевали на валун передник или обматывали полотном. Девушки украшали Деда собственноручно вытканными ручниками и просили о ниспослании достойного жениха, а потом и здоровых деток. Такими подношениями был увешан почти весь камень, некоторые люди вешали ручники на священный дуб. Ручник или полотно должно было висеть на камне именно 33 дня. Если кто украдёт – тогда надо вешать снова. Для женщин, которые не могли заиметь детей, но хотели родить, надо было сделать следующее: в самую темную ночь прийти на капище. Сесть голым местом на камень. Так чтобы юбкою закрыть весь камень. И сделать это надо три раза. При этом надо сказать три раза: «Поможи боже».
Уже в 2000-ых годах поднялся вопрос о застройки места древнего минского капища.
Тут планировалось построить торгово-развлекательный центр на берегу реки Свислочь, однако большая часть минчан и местных жителей, которые ценят это культурное место и выступают против современной застройки взбунтовалась против такого решения.
Они стали требовать властей сохранить место древнего минского капища, окультурить и вернуть камень-валун Деда с музея камней на своё изначальное место. Несколько лет продолжалось противостояние минчан и властей, пока власти г. Минска не дали добро на сохранение места древнего Минского капища.
Белорусские учёные из Академии наук Беларуси и профессиональные историки предложили восстановить языческое капище в Минске на прежнем месте. Это бы привлекло ещё больше туристов в город Минск, пополняя местный бюджет. Предполагается поставить валун на прежнее место и рядом установить информационную табличку с информацией о белорусском святилище.
В середине сентября 2019 года на территории минского капища установили памятный знак, на котором подтверждается то, что капище является бесспорной исторической ценностью государства Республики Беларусь. Памятный знак находится в центре капища, в центре декоративного круга, выложенного из плитки, камней и гравия на берегу Свислочи на улице Красноармейской. От капища к Свислочи проложили тропинку. У воды скоро установят две стилизованные скамьи «бревно». Вход в парк сделают вблизи перекрестка улиц Ленина — Ульяновской.
Итак, первый шаг сделан – минское капище снова появилось в городе Минске. Следующим шагом станет возврат камня-валуна Деда на прежнее место.
Таким образом прекратить поклонение белорусов валуну-Деду ни у кого не получилось ни местным властям, ни церковникам, ни кому-либо другому. Вот уже более тысячи лет белорусы чтят древние обычаи наших предков и всё также верны древнему камню-валуну Деду, неся к нему пожертвования, ручники и подаяния, славя своих древних богов и наших общих славных предков.
Лещёнок Илья
2019
Наша цель — Выжить любой ценой. Именно для этой цели мы предоставляем самую актуальную и важную информацию по выживанию в любых ситуациях. По поводу сотрудничества обращайтесь drapezhnik1@gmail.com
#драпежник #dedvalun #drapezhnik #pagan